Важно

Защита прав мигрантов в Российской Федерации

Права мигрантов в Российской Федерации регулируются положениями Конституции (часть 2, статья 17 и часть 1 статья 19), Федеральными законами – ФЗ-114 и ФЗ-115, а также несколькими сотнями подзаконных нормативно-правовых актов.

  • Наделяя мигрантов правами, законодательство закрепляет и круг обязанностей мигрантов.

           Конституционные (основные) обязанности, соблюдение Конституции Российской Федерации и законов такие как, уважение прав и свобод других людей, обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их, обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  • Обязанности, общие для всех людей, закрепленные в законах.

           Специальные обязанности, адресованные только мигрантам, обязанность получить и заполнить миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию,  соблюдать сроки пребывания в России, иметь полис медицинского страхования, иметь средства для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации, сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской.

Защита мигрантов в России нацелена на обеспечение беспрепятственного въезда гражданина на территорию РФ, помощь в получении вида на жительство и приобретении патента на работу. Нарушения прав, которые гарантируются статьями Конституции и федеральными законами, связаны с запретами на пребывание мигранта на территории страны, с привлечением его к нелегальной трудовой деятельности и ограничением права на передвижение по России.

             Кроме того, в соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, поэтому решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы мигрантами в суд. Судебная практика свидетельствует, что причиной обращения вынужденных мигрантов в суд за защитой выступают традиционные обстоятельства — отказ уполномоченных органов в предоставлении, продлении соответствующего статуса.

           Право на судебное разбирательство по защите прав и свобод человека, которое в соответствии с Конституцией и международными договорами РФ принадлежит любому лицу, находящемуся на территории РФ, включая иностранцев и лиц без гражданства, является одним из механизмов, с помощью которого люди могут защитить свое право от нарушений, восстановить его либо добиться компенсации за ущерб, причиненный в результате правонарушения.

           Универсальный характер прав человека подразумевает и их универсальную государственную защиту. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 834 в случае установления международным договором РФ иных правил, чем предусмотрено законом, судом применяются нормы международного договора. При этом Суд сослался на п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». В преамбуле этого Закона закреплено, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

С ратификацией нашей страной Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) на всех находящихся на территории РФ лиц, как граждан, так и не имеющих российского гражданства, стало распространяться право на то, чтобы с ними обращались в соответствии с нормами этой Конвенции. В случае нарушения прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней, лицо или неправительственная организация могут обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

           Ратификация данной Конвенции означала для России новый этап в развитии прецедентного права. Конституционный Суд РФ обязан теперь не только принимать во внимание и отслеживать решения Европейского суда по правам человека, но и руководствоваться наработанными в практике этого Суда принципами, критериями толкования нормативных предписаний и прецедентами в области защиты прав и свобод человека.

  • Таким образом, судебная система РФ в настоящее время обладает возможностью исходить из полного объема прецедентных международно-правовых норм, созданных в рамках как европейской, так и международной судебной юрисдикции, определенная часть которых непосредственно касается защиты прав мигрантов.

           На самом деле массив нормативных актов, регулирующих статус мигрантов, зачастую дает не совсем четкое и однозначное их изложение, а порой и противоречие, порождают на практике определённые трудности их применения. Это нередко приводит к принятию судами неверных решений, нарушающих права мигрантов, и побуждает их обращаться в вышестоящие судебные органы.

           Кроме этого, несмотря на указанные нормы действующего законодательства, обеспечивающие защиту иностранных граждан, нарушаться их права могут по-разному. Например: выдворение за пределы РФ, запрет на въезд в РФ, отказ выдавать разрешение на временное проживание или вид на жительство, отказ в выдаче патента, нарушение трудовых прав иностранцев, привлечение к ответственности при отсутствии состава административного правонарушения, не предоставление переводчика, когда он нужен иностранцу для понимания происходящей ситуации и т.д.

            Одним из направлений деятельности АО Калининградской межрегиональной коллегии адвокатов является защита прав иностранных граждан в суде по вопросам связанными с административным выдворением.

           Выдворение назначается в качестве административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства за совершение правонарушения.

           Так статьей 18.8 КоАП РФ устанавливается административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. При этом суд рассматривает применение данного административного наказания в качестве дополнительного и назначает его только при рассмотрении конкретных обстоятельств дела. Вопрос о применении в качестве дополнительной меры наказания административного выдворения должен основываться на принципах гуманизма и справедливости, данный вопрос решается по внутреннему убеждению суда с учетом конкретных обстоятельств дела.

            В соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Грамотная правовая позиция в суде с учетом норм международного права позволяет иностранному гражданину избежать наказания, связанного с административным выдворением за пределы России.

Адвокатами нашей коллегии на протяжении длительного времени получен богатый опыт, направленный на защиту прав мигрантов проживающих на территории Российской Федерации.

                      Например, иностранный гражданин визовой страны, находящийся нелегально на территории РФ, был привлечен в качестве ответчика по гражданскому делу по иску о признании отцовства. В судебном заседании мигрант признал исковые требования и решением суда отцовство было установлено. В последующем при задержании сотрудниками миграционной службы в отношении данного иностранца был составлен административный протокол и постановлением районного суда с учетом близких родственных связей ему было назначено наказание в виде штрафа, без административного выдворения. Данное на наш взгляд положительное решение помогло иностранному гражданину выехать за пределы России без установления запрета на въезд, что дает ему возможность вернуться в короткие сроки в Российскую Федерацию и легализоваться в законном порядке и проживать вместе со своей семьей.

  • Оспаривание отказа в выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительства, гражданства РФ также является одним из направлений защиты прав иностранных граждан проживающих в Калининградской области.

            Так, обратившись в нашу коллегию иностранный гражданин сообщил, что ему было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в РФ на основании привлечения его к административной ответственности в течении года два раза. Адвокатом была определена позиция, составлено административное исковое заявление в суд. В качестве административного ответчика в суде выступало Управление Министерства внутренних дел по Калининградской области. В результате суд частично удовлетворил заявленные требования – отменил решение УМВД об отказе в выдаче РВП и обязал ответчика устранить нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ.

При возникновении спорных ситуаций необходима консультация у адвоката, который являясь профессиональным консультантом по юридическим вопросам, может дать разъяснения по сложившейся ситуации, сформировать правовую позицию и поможет защитить Ваши интересы в органах государственной власти и суде.

Один комментарий

  • Карина

    На мой взгляд, большая часть мигрантов вообще не знаю своих прав. Поэтому им нужно особое внимание со стороны юристов. Хорошо, что есть специалисты для улаживания серьёзных юридических вопросов. Благодарю за информативность.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *